Меню

Электив «Коммуникация в условиях сложных эмоций».

Коммуникация в условиях сложных эмоций.

Электив для студентов 2- 6 курсов ФФМ (36 ауд. часов).

Цель курса - повышение коммуникативной компетентности, формирование научно обоснованных представлений о психологической структуре коммуникации, коммуникативных задачах и ресурсах эффективной коммуникации, о путях профилактики и преодоления конфликтов в профессиональном коллективе и во взаимодействии медицинских работников с пациентами. Программа направлена на изучение ресурсов эффективного решения психологических задач в медицинской практике, в том числе задач предупреждения и преодоления профессионального эмоционального выгорания у медицинских работников, а также работы со сложными эмоциями пациентов и их доверенных лиц. Планируется изучение принципов индивидуально-психологического подхода при выборе коммуникативной тактики.

Будет рассмотрен культурно-исторический аспект осмысления принципов коммуникации в медицине, в том числе развития понятия ятрогении.

Планируется разбор иллюстративных примеров из лучших отечественных и зарубежных кинофильмов, проведение тренинга эффективной коммуникации.

№ п.п.Наименование разделов и тем
1Понятие эффективной коммуникации. Коммуникация при решении различных задач врачебной деятельности. Задачи коммуникации в деятельности медицинского работника. Правила эффективной коммуникации в помогающих профессиях, в профессиях типа Человек-Человек. Критерии и параметры оценки эффективности.
1.1Экспертиза эффективности: соотнесение задач и результата.
1.2Сходство и отличие задач участников коммуникативного процесса. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
1.3Доверие и сотрудничество в помогающих профессиях.
1.4Медицинский профессионал-пациент, медицинский профессионал – профессиональный коллектив. Особенности коммуникативных задач, параметры и критерии оценки эффективности коммуникации.
2Принципы эффективной самопрезентации медицинского работника. Авторитетность источника информации. Психологическая манипуляция, её выявление, противостояние ей. Бесконфликтное отстаивание своей позиции.
2.1Основные компоненты самопрезентации и особенности эффективной самопрезентации в деятельности медицинского работника
2.2Психология влияния и манипуляция. Выявление и противостояние.
2.3Некоторые методологические основания и методические приёмы выявления закономерностей возникновения проблемной, конфликтной, неэффективной коммуникации. Транзактный анализ.
2.4Работа с проблемными ситуациями конфликтов в профессиональной деятельности.
3Эмпатическое слушание. Принципы и факторы эффективности индирективной коммуникации. Границы индирективной коммуникации в деятельности медицинского работника.
Формирование навыков оценки и самооценки владения эмпатическим слушанием.
3.1Невербальный и вербальный компоненты коммуникации: параметры и критерии оценки импрессивной и экспрессивной составляющих. Рефлексия коммуникативных средств.
3.2Заполнение студентами таблиц сопоставления по данным наблюдения в группе, с последующим сравнительным анализом.
3.3Видеотренинг.
Разбор видеозаписи бесед в соответствии с заданными целями и выделенными задачами коммуникативной ситуации.
4Понятие оптимума тревожности и оценка других значимо влияющих на эффективность коммуникации параметров психологического состояния собеседника.
4.1Экспресс-диагностика индивидуально-психологических характеристик и актуального психологического состояния собеседника.
4.2Разбор видеоматериалов и работа в группе.
4.3Контрольная работа: оцениваемые параметры психологического состояния, способы, параметры, критерии оценки.
5Неэффективная и конфликтная коммуникация. Профилактика и преодоление.
5.1Выявление «зоны» потенциальной конфликтогенности . Факторы риска. Социально-психологические законы выхода из конфликта. Сотрудничество или компромисс? Коммуникативные ресурсы выхода из конфликта.
5.2«Симуляция» проблемных ситуаций в и разбор проблемных ситуаций (кино).
5.3Блокирующие коммуникативные тактики, их функции, негативные последствия применения в деятельности медицинского работника. Коммуникативная компетентность и психологическое благополучие профессионала. Эмоциональное психологическое выгорание.
5.4Контрольный опрос: выявление блокирующей тактики, подбор оптимальных коммуникативных средств.
6Алгоритм выбора коммуникативной тактики при работе с пациентами (и их доверенными лицами), имеющими различные характерологические и другие индивидуально-психологические особенности, в том числе пограничные, реактивные и иные психические расстройства. Особенности реакции на стадию и характер заболевания и лечения. Работа со сложными эмоциями.
6.1Структура оцениваемых параметров коммуникации и арсенал оптимизируемых коммуникативных средств.
6.2Работа в детских отделениях. Пациенты с экстремальным опытом: пациенты с угрожающими жизни заболеваниями, пациенты с экстремальным опытом лечения, пациенты, пострадавшие в катастрофах. Группы риска психологической декомпенсации на основании особенностей жизненного пути. Сбор анамнеза как средство оптимизации взаимодействия с пациентом.
6.3Работа обучающихся с собственными профессиональными проблемными ситуациями на основе полученных знаний-умений навыков. Видеотренинг с привлечением актёров.
7Структура основных типов бесед медицинских работников с пациентом и использование в них средств повышения эффективности коммуникации и профилактики конфликтов.
7.1Первичный сбор жалоб, ознакомление с результатами диагностики, обсуждение планируемого лечения, обсуждение не удовлетворяющего пациента хода лечения и др. Психологические ресурсы повышения коммуникативной эффективности и бесконфликтности.
7.2Видеотренинг. Психологическая экспертиза работы учащегося с «симулятором». Оценка эффективности выбранных учащимся коммуникативных средств.


Рекомендуемая литература.

Основная:

  1. Боухал М., Конечный Р. Психология в медицине. - Прага: Авиценум, медицинское издательство, 1983. - 405 с.
  2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Кратк. Учебн./. Пер.с нем. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.
  3. Возный Э.К., Малова Ю.В. Индивидуально-психологический подход в комплексном лечении онкологических больных. - Вопросы онкологии, 1999, том 45, № 2, с.с. 29-38
  4. Малова Ю.В. Психологические задачи в деятельности медперсонала онкологической клиники. - Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова, 2012, N1, c.c. 77-88
  5. Малова Ю.В. Формирование навыков эффективной коммуникации. - Методические рекомендации. - М: ФГБОУВПО МГЛУ, 2013. - 24с.
  6. Малова Ю.В., Федунина Н.Ю. Система организации жизни ребёнка в больнице. Зарубежный опыт и отечественные перспективы. - Московский психотерапевтический журнал. 2008, т. 1. - с.с. 176 - 191.
  7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  8. Психология индивидуальных различий тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: Изд Моск ун-та, 1982. - 319 с.
  9. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: ЗАО "Питер", 1999 - 752 с.
  10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., "Смысл", 2002.
  11. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. - Будапешт: Изд. Академии наук Венгрии, 1981. - 286 с.
  12. Холмогорова А.Б. Клиническая психология. В 4 т. - М.: Издательский центр "Академия" - 2015.

Дополнительная:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., Эксмо-Пресс, 2002.
  2. Кречмер Э. Медицинская психология - СПб.: Союз, 1998. - 464 с.
  3. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.
  4. Малова Ю.В. Психологическая диагностика и коррекция в реабилитации лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. - Медицина труда и промышленная экология, - Москва, 2000, N 7, с.с. 14-21
  5. Малова Ю.В. , Росляков И.А., Бишко Е.П. Теоретические подходы к исследованиям личности в экстремальной ситуации. - Прикладная юридическая психология. - Рязань, 2011, №1,с.с. 39-49
  6. Николаева В.В., Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - 1995.
  7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Изд. Дом "БахраХ-М", 2009. - 665 с.
  8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1998.
  9. Шапошников А.В. Ятрогения. Терминологический анализ и конструирование понятия. - Ростов-н.Д: АО "КНИГА", 1998 - 156 с.


Примерный перечень контрольных вопросов к итоговой аттестации:

  1. Задачи профессиональной коммуникации в деятельности медицинского работника.
  2. Психологическое благополучие пациента и особенности коммуникации с различными группами пациентов. Классификация проблем.
  3. Психологическое благополучие родителей при заболевании, угрожающем жизни ребёнка, принципы коммуникации.
  4. Психологическое благополучие медицинского персонала, средства профилактики - ресурсы эффективной бесконфликтной коммуникации.
  5. Принципы эффективной самопрезентации в работе медицинского персонала.
  6. Принципы эффективной коммуникации в профессиональном коллективе медицинских работников при выполнении ежедневных профессиональных обязанностей.
  7. Негативная роль блокирующих коммуникативных тактик в работе со сложными эмоциями.
  8. Неэффективная коммуникация и профессиональное эмоциональное выгорание.
  9. Алгоритм выбора коммуникативных средств и тактик в моделируемых условиях ситуаций медицинской помощи конкретным группам соматических больных с экстремальным опытом (практическое задание).
  10. Алгоритм выбора средств психологической помощи в моделируемых условиях оказания комплексной медицинской помощи конкретным группам соматических больных с психической коморбидностью.
  11. Структура и средства эффективной коммуникации. Типовые случаи медицинской практики.
  12. Оценка эффективности выбранных коммуникативных средств и тактики (практическое задание с использованием видеоматериала).


Составитель программы
кандидат психологических наук,
доцент факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова
Малова Юлия Владимировна.